На главную "Тихий Дон" в лесах и на горах.
Ранее мы показали, что в "Тихом Доне" есть многочисленные реминисценции из произведений М.Загоскина, Ф.Сологуба, Г.Сенкевича, М.Арцыбашева, С.Аксакова. Единичные, но яркие реминисценции из этих авторов были рассмотрены ранее другими авторами (З.Бар-Селла, А.Венков, М.Мезенцев). Более или менее "сплошная" проверка выявила два неожиданных факта, гарантировать которые заранее было невозможно. Во-первых, все без исключения вышеупомянутые авторы дали не только довольно многочисленные (до 20 !) дополнительные примеры, вызвавшие реминисценции в "Тихом Доне". Во-вторых, все без исключения вышеупомянутые авторы дали примеры тройственных параллелей вида "Загоскин (Сологуб и пр.) - Федор Крюков - "Тихий Дон"". Зеев Бар-Селла отметил наличие в романе реминисценций из дилогии П.И. Мельникова-Печерского "В лесах" и "На горах" (З.Бар-Селла, ""Тихий Дон" и Шолохов" "Литтературная Россия", 2009, № 52)
(о влиянии Мельникова-Печерского на ТД в описаниях быта писал также Лев
Колодный). Конкретных примеров в газетной статье З.Бар-Селла не
приводит. Мы попробовали выявить такие реминисценции. Утверждение
З. Бар-Селлы было подтверждено, более того, и для
Мельникова-Печерского нашлась тройственная параллель с
участием Крюкова. Наиболее яркая параллель между "Тихим Доном" и дилогией Мельникова-Печерского возникает в эпизоде осуждения курения старообрядцем. И она же оказывается тройственной - подобный эпизод известен также в историческом очерке Федора Крюкова "Шульгинская расправа", ранее эта параллель Крюкова и "Тихого Дона" уже была замечена А.Г. Макаровым и С.Э. Макаровой ("Неизвестная рукопись из Донского архива Ф.Д. Крюкова", в кн. "Булавинский бунт (1707 – 1708 гг.). Этюд из истории отношений Петра В. к Донским казакам.", М.- С.Пб, АИРО-XXI - Дмитрий Буланин, 2004, с. 37; http://www.philol.msu.ru/~lex/td/?pid=012183&oid=01218 ).
Заметим, что и у Мельникова-Печерского, и у Крюкова в споре о курении используются аргументы религиозного характера. Показательно, что "Шульгинская расправа", опубликованная в 1894 г. под псевдонимом А. Березинцев в журнале "Исторический вестник", никогда не переиздавалась вплоть до постсоветского времени. Даже если предположить, что Шолохов сознательно использовал произведения Крюкова, но всего лишь "в качестве жизненно-литературного материала" (С.Н. Семанов, "В мире "Тихого Дона", М., 1987, Современник, с. 227; http://m-a-sholohov.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st007.shtml ), и специально искал его старые публикации, вряд ли он мог знать, что Березинцев=Крюков. Интересно отметить, что предыдущий вариант книги Семанова о "Тихом Доне" (""Тихий Дон" - литература и история", М., Современник, 1982) не содержит подобного признания использования "материала" Крюкова Шолоховым, хотя само имя Крюкова в связи с "клеветническими обвинениями в адрес М. Шолохова" в книге 1982 г. упоминается (с. 231). Что же такого произошло, между 1982 г. и 1987 г., что Семанов осмелился признать ("безусловно ясно" !) использование М.А. Шолоховым (1905-1984) "жизненно-литературного материала" Ф.Д. Крюкова?! Еще несколько параллелей. Благонамеренное поведение женщины или девушки. "В лесах", кн. 1, собр. соч., т. 2, с. 14 "Ты, Аксинья, за дочерьми-то приглядывай. - Чего за ними, Максимыч, приглядывать? Девки тихие, озорства никакого нет,- отвечала хозяйка, глядя удивленными глазами на мужа. " "Тихий Дон", часть третья, ТДДТР, с. 473, рук. с. 60: "Славная бабочка. Строгая. Себя дюже блюдет. Што б баловство какое, аль ишо чево — нету за ней этова." Найм в работники. "В лесах", кн. 1, соч., т. 2, с. 38 : "В работники хочешь?- сказал он Алексею.- Что же? Милости просим. Про тебя слава идет добрая, да и сам я знаю работу твою: знаю, что руки у тебя золото... Да что ж это, парень? Неужели у вас до того дошло, что отец тебя в чужи люди посылает? " "Тихий Дон", часть вторая, ТДДТР, с. 266, рук. с. 49: " Что, аль обеднял отец, что сына нанимает? <...>. — С радостью взял бы, знаю вашу семью, работящий народ, но места у меня нет." Спать в тележке. "В лесах", кн. 2, соч., т. 3, с. 51: "Где ляжешь? На повети? Али в чулане?- спросил Трифон. - Да я бы в тележке, возле лошадок соснул. На воле-то по теперешнему времени легче,- ответил Алексей. - В тележке так в тележке... Как знаешь,- согласился Трифон." "Тихий Дон", часть первая, ТДДТР, с. 56, рук. с. 9: "Григорий спал в снятой с передка арбе" Колдунья доит чужую корову "В лесах", кн. 2, соч., т. 3, с. 193: "И молоко-то она из чужих коров выдаивает" "Тихий Дон", часть первая, ТДДТР, с. 30, рук. с. 3: "...Прокофьева жена, простоволосая и босая, доила на ихнем базу старую корову". По делу - ранний визит к колдунье-знахарке за любовным приворотом или отворотом. "В лесах", кн. 2, соч., т. 3, с. 196: "- Что раненько таково?.. Куда идешь-пробираешься? Дело пытаешь аль от дела лытаешь?- спросила она. - По своему делу,- ответила Таня. " "Тихий Дон", часть первая, ТДДТР, с. 78, рук. с. 48: "- Здорово ночевала, Ксюша! - Слава богу. - Идей-то спозаранку моталась? - Тут ... , по делу." Полдерева и выше дерева как высота солнца. Есть у М.-П. и в "Тихом Доне". Есть еще аналоги (см. "Тихий Дон" и хроники Багровых" ). Именно "полдерева" в данном смысле еще есть только у Л.Н. Толстого в "Хаджи-Мурате", в "Тихом Доне" - в полдуба. Старое старится "На горах", кн. 1, соч., т. 4, с. 227: "Старое-то старится, молодое растет" "Тихий Дон", часть вторая, ТДДТР, с. 217, рук. с. 3, вставка с "листа 49 лиц.": "Старое, как водится, - старилось; молодое росло зеленями." Данный оборот довольно рапространен. В "Национальном корпусе русского языка" http://ruscorpora.ru около 20 примеров использования к 1928 году, поэтому этот пример, особенно взятый изолированно, не очень показателен. Эпизод с байками Авдеича-Бреха, имеющий источник у Аксакова (см. ""Тихий Дон" и хроники Багровых") в одной фразе выдает и знакомство с Мельниковым-Печерским ("В лесах", кн. 1, собр. соч., т. 2, с. 172): " И сведает про меня сам батюшка, пожелает видеть самолично... Министры скачут, генералы, полковники, все: Патап Максимыч, во дворец пожалуйте..." И выходит наше красно солнышко..." . "Тихий Дон" (часть вторая, ТДДРР, с. 252, рук., с. 36: "«Дозвольте, ваше императорское величество, войтить?». А это кто таков?— справшивает.—Это я, говорю, Иван Авдеич Синилин». Поднялась там смятенья, слышу сам кричит: «Марья Федоровна, Марья Федоровна! Вставай скорей, ставь самовар, Иван Авдеич приехал!.." "Что на полях, что дома..." - о девушках на выданье "В лесах", кн. 1, соч., т. 2, с. 31: "В любой дом с радостью б взяли таких спорых, проворных работниц. Девки молодые, сильные, здоровенные: на жнитве, на сенокосе, в токарне, на овине, аль в избе за гребнем, либо за тканьем, дело у них так и горит; одна за двух работает. Лохматый замуж девок отдавать не торопился, самому нужны были. "Не перестарки,- думал он,- пусть год, другой за родительский хлеб на свою семью работают. Успеют в чужих семьях нажиться". " "Тихий Дон", часть первая, ТДДТР, с. 83, рук. с. 53: "- Теперича самое светок лазоревый, што-же держать, - аль мало перестарков в девках кулюкают - За нашу наезжали сваты ишо на провесне. Наша не засидится. Девка - нечего бога-милостивца гневовать - всем взяла: што на полях, что дома...". Таким образом перечень писателей, чьи тексты довольно активно использовали как Федор Крюков, так и автор "Тихого Дона" (причем в т.ч. использовались одни и те же фрагменты) можно пополнить именем П.И. Мельникова-Печерского. | |||||||