На главную
              
 

Астрономические картины в "Тихом Доне", у Ф.Д. Крюкова и М.А. Шолохова. В каких текстах лунные фазы  соответствовали   реальным наблюдениям? 

 

Часть I.  Предварительные соображения.               



   Описание астрономических картин в литературных произведениях может представлять интерес с разных точек зрения. Помимо решения  чисто художественных задач такие картины иногда позволяют датировать события http://www.astronet.ru/db/msg/1175422/chapter2.html , устанавливать склейки (разнородность) в художественном тексте,  выявлять  низкую внимательность или некомпетентность автора в астрономических вопросах (см. по ссылке выше - «Вообще Ж. Верн плохой астроном»).  Систематического исследования астрономических явлений для большинства даже знаменитых авторов никогда, по-видимому, не проводилось.

 

      Перед тем, как попытаться рассмотреть эти вопросы применительно к «Тихому Дону»,  рассмотрим характерные закономерности для простейших явлений - различных фаз Луны и ее видимости.  Эти закономерности можно разделить на несколько групп.

     А) Очевидные закономерности, нарушение которых в литературном произведении говорит либо о крайней форме невнимательности автора, либо о разнородности текста, основанного на нескольких источниках, не приведенных к единому знаменателю.  К ним, на наш взгляд, относятся следующие:

      Фаза Луны меняется постепенно. Например, после полнолуния в течение еще 2-3 дней Луна близка к полной. Узкий серповидный месяц не может за 2-3 дня смениться полной Луной и т.д.

         В течение 7-8 дней фаза Луны меняется на следующую, через 2 недели – на противоположную. Например, через 2 недели после полнолуния ситуация близка к новолунию и наоборот.

       Знание  видимости Луны в разных фазах в разное время суток в целом требует определеной наблюдательности и опыта. Но по крайней мере одна закономерность известна  из повседневных наблюдений   практически каждому. Хотя часто мы можем видеть Луну днем, никогда дневная Луна не бывает полной. Теоретическое обоснование здесь очевидно – если Луна и Солнце одновременно видимы, то они  находятся на одной небесной полусфере. Солнце освещает Луну «сбоку», поэтому только часть ее, обращенная к солнцу, видима на Земле.

 

   В) Другая группа закономерностей связана с временем восхода и захода Луны в разных фазах:

        Молодой месяц восходит утром или в районе полудня. Чем старей месяц, тем позже он восходит. Полный – вечером или уже ночью. Убывающий – тем ближе к утру, чем меньше фаза https://mirkosmosa.ru/lunar-calendar/phase-moon/1919/june .   Житель сельской местности в начале 20-го века эти закономерности, как правило, знал, хотя бы потому, что луна была единственным постоянным источником света  по ночам.

 

  С) Третья группа закономерностей связана с соотношением религиозных праздников с полнолуниями.

    Перед Пасхой (от 4 до 10 дней) – полнолуние. Пасха отмечается в ближайшее воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия, с оговоркой, что, если само полнолуние попадает на воскресенье, то Пасха отмечается в воскресенье на следующей неделе. В православной пасхалии речь идет не о точном астрономическом полнолунии, а о его дате, вычисленной по Метонову циклу, которая опаздывает на 3-4 дня по отношению  к астрономичеcкому полнолунию. Поэтому фактически, если полнолуние попадает на четверг, пятницу, или субботу, то Пасха также отмечается в воскресенье на следующей неделе. Например, в текущем 2023 году  искомое полнолуние - в четверг 6 апреля, но Пасха - только 16 апреля. 

    Таким образом, минимальное расстояние от полнолуния до Пасхи – 4 дня,  т.к. если в среду - полнолуние, то в воскресенье  - Пасха. Максимальное расстояние -  10 дней , если в четверг - полнолуние, то Пасха – в воскресенье на следующей неделе.

    После Троицы (от 0 до 6 дней)  -  полнолуние. Троица отмечается в воскресенье через 7 недель после Пасхи. От Троицы до пасхального полнолуния – от 53 до 59 дней (4+49=53, 10+49=59). Полнолуние, следующее «через одно» от пасхального,  имеет место через 2 лунных месяца=59,06 суток  от пасхального. Таким образом, после Троицы следует полнолуние на расстоянии от  0  до 6 дней .

         Православному автору такие вещи обычно хорошо известны.    

 

  D)  Точное совпадение фаз луны и времени восхода/заката с реальными данными наблюдений  в данную дату – число, месяц, год.  Систематическое следование этому правилу требует использования астрономических календарей или дневников.  При создании литературного произведения по горячим следам автору гораздо легче следовать этому правилу, чем при большом временном отрыве от времени действия.

   

      Разумеется, в художественной литературе можно найти примеры как соответствия, так и грубого несоответствия астрономических описаний реальному положению вещей. В том числе несоответствия могут касаться даже закономерностей из группы А), самых элементарных. Например, в 1-й части «Тихого Дона»  имеются два описания луны, близкой к полной, с интервалом примерно в 2 недели http://tikhij-don.narod.ru/Sudba.htm (другие, в т.ч.  неастрономические соображения подтверждают соединение двух редакций текста в первой части).

       А.И. Солженицын при разборе рассказа Н.С. Лескова «Житие одной бабы» отмечает: «После полностью безлунной ночи через 2-3 дня – поздневстающая луна, такого быть не может» («Солженицынские тетради»,  выпуск 1, М., Русский путь, 2012, с. 19) Действительно, во втором случае луна у Лескова восходит вечером («Как свечерело <…> из-за горы показался красный , кровяной месяц») – это приближение к полнолунию. После безлунной ночи, т.е. поcле  новолуния или совсем молодого месяца, восходящего утром, заходящего вечером (но еще не ночью), до месяца, приближающегося к полнолунию, должно пройти не меньше недели.

        Положительным в астрономическом смысле примером можно называть повесть А. и Б. Стругацких «За миллиард лет до конца света». Поздно вечером («в двенадцатиэтажнике одно за другим гаснут окна»)  « молодой месяц, словно на минарете, торчал в точности над крышей двенадцатиэтажника»,  перед этим упоминается «серпик».  Поздно вечером действительно может быть виден серп именно молодого месяца, но не стареющего.

    В обоих случаях - с рецензентом Лескова в первом  и с одним из соавторов во втором - мы имеем  дело с представителями точных наук и даже конкретно астрономии . Поправивший Лескова А.И. Солженицын – математик по образованию, учитель математики, физики и астрономии в течение многих лет. Б.Н. Стругацкий – астроном по образованию, работал в Пулковской обсерватории. Точность и придирчивость к астрономическим описаниям у них вполне естественна.

     Не надо далеко ходить  за примерами небрежения авторов к реальной  астрономической картине на данную дату. Вот только что вышедший    новый роман Б. Акунина "Собачья смерть".  Описывая  поздний вечер или уже начало ночи  сразу после ввода советских войск в Чехословакию, он пишет "сияла луна".  Однако в ночь  с 21 на 22 августа 1968 г.  луна взошла только в 2:20 ночи в виде едва видного серпа в  фазе 3 % (на следующий день - новолуние), и слово "сияла"  никак к ней не применимо https://mirkosmosa.ru/lunar-calendar/phase-moon/1968/august .  Этот пример говорит, что даже теперь, когда проверить фазу луны можно в Интернете за  2 минуты,  авторы  сплошь и рядом этого не делают.

 

       В целом в литературе уровень соответствия астрономических картин и действительности может быть очень  различен у разных авторов. Но можно ожидать, что круг авторов, как правило следующих вышеупомянутым закономерностям A)-C), достаточно широк. В то же время трудно требовать от авторов всенепременного следования не только общим закономерностям А)-С)  , но и D) - соблюдения точных картин в соответствии с датой – числом, месяцем и годом, особенно если описанные события отделены многими годами от времени  создания произведения.

 

       Даже если автор не следует сознательно правильным лунным фазам на конкретные  даты, вероятность случайного правильного угадывания  состояния  луны на данную дату не является  очень малой. Например, вероятность случайно указать одну из 4 фаз, которая окажется правильной, равна 1/4, то есть примерно в одном случае из четырех такое тыкание пальцем в небо может дать правильный ответ. Вероятность промахнуться равна 3/4.  В случае с Акуниным  как раз фаза была взята с потолка и оказалсь (изначально было 3 шанса из 4 промахнуться)  совершенно неправильной.

     Вероятность случайного правильного попадания в двух случаях из двух равна 1/16, при условии, что речь идет о независимых фазах.      Фазы независимы, например, если речь идет о разных произведениях одного автора. Или расстояние между двумя изображениями лунных фаз - год и более, поскольку крайне маловероятно, что автор, выдумав какую-либо фазу в данную ночь, например, полнолуние, затем по этой вымышленной фазе вычисляет фазу луны через полтора года. Напротив, если даты разделяет, например,    ровно месяц или два, то совпадение двух фаз просто следует из элементарных соображений, вторая фаза в этом случае является зависимой от первой (даже если первая "взята с потолка").  

     Вероятность   случайного совпадения независимых фаз в 5 случаях из 5 уже исчезающе мала, она равна 1/4 в 5-й степени, т.е. 1/1024 - меньше одной тысячной. Можно говорить, что случайное совпадение практически невозможно.

   

      Наконец, коснемся вопроса о датировках событий в литературных текстах. Возможны различные варианты датировок, или их комбитации:

1) Прямые датировки - точное число, месяц, дата.

2) Датировки по историческим событиям. 

3) Датировки по религиозным праздникам, постам. При этом, если прямо не указан год, то  необходимо, чтобы он был определен еще каким-либо способом.

4) Датировки во времени создания произведения - носят  предположительный характер, но часто подтверждаются независимо другими соображениями.


               Содержание:

               Часть I. Предварительные соображения.

               Часть II. Лунные фазы в частях 1 и 2  "Тихого Дона".

               Часть III. "Тихий Дон" - части 3-5.

               Часть IV. "Тихий Дон" - части 6-8.

                   Часть V. Ф.Д. Крюков.

              
Часть VI. "Поднятая целина" и др.

                   Часть VII. Заключение