На главную
              
 

Изображение лунных фаз  в "Тихом Доне", у Ф.Д. Крюкова и М.А. Шолохова. В каких текстах лунные фазы  соответствовали   реальным наблюдениям? 

  Часть V.  Фазы луны в прозе Федора Крюкова

         

     Предварительные замечания.

        Под датировкой событий в прозе Ф.Д. Крюкова, как и в  "Тихом Доне", мы понимаем независимую от астрономических соображений датировку. Сравнение фаз луны на даты в тексте, определенные неастрономическим способом,  с реально наблюдавшимися позволяет сделать выводы  о том, следовал ли автор реальным астрономическим картинам.

    Датировка  возможна  либо  прямо по указанным в тексте датам, либо косвенно -  по ссылкам на параллельно происходящие исторические события, годы которых хорошо известны, например, амнистия по случаю 300-летия Дома Романовых в 1913 г. Во многих   случаях у Ф.Д. Крюкова  ни прямых, ни косвенных указаний на дату нет. В таких случаях в качестве рабочей гипотезы принимается датировка произведения  временем, предшествующим его  его написанию  непосредственно перед первой публикацией, обычно в периодической печати. Например, если повесть опубликована в журнале осенью, а действие в ней происходит весной, то мы предполагаем, что речь идет о весне того же года.  Если же события происходят последовательно весной, летом, осенью, зимой и далее весной следующего года, то предполагаем, что весна следующего года - это и есть весна года публикации, а начинаются события повести в предыдущем перед публикацией году. Мы увидим, что такая предварительная датировка хорошо согласуется с датировкой по историческому фону и по астрономическим картинам. 


                                                      V-a)


Сначала рассмотрим произведения Крюкова с бесспорными картинами  фаз луны и датировкой. Таких произведений найдено шесть.

  

    
         Рассказ "Казачка"

         http://az.lib.ru/k/krjukow_f_d/text_1896_kazachka.shtml
        
         Первая публикация -
Русское богатство», 1896 г., № 10.

           Действие в рассказе  начинается  в конце весны или начале лета, перед Троицей.  Заканчивается     в день Успения Пресвятой Богородицы, то есть 15 августа (старого стиля). Год не    указан. Тем не менее логично допустить, что  описание астрономических событий может следовать  реальности времени написания рассказа. Проверка по астрономическим календарям может подтвердить или опровергнуть это предположение.

       Таким образом, предварительная датировка событий рассказа "Казачка" -  май 1896 г. - 15 августа 1896 г.
     
       Единственный непосредственно  датируемый эпизод, содержащий лунные фазы - это  трагическая развязка - самоубийство героини рассказа Натальи в день
Успения Пресвятой Богородицы 15 августа ст.ст. (27 августа нов. ст., в 19 веке разница стилей составляет еще 12, а не 13 дней). Примерно за неделю до этого ("с неделю назад") главный герой Василий Ермаков разговаривает с Натальей в лунную ночь.
" Лунная ночь была мечтательно безмолвна и красива. Сонная улица тянулась и терялась в тонком, золотистом тумане. Белые стены хат на лунной стороне казались мраморными и смутно синели в черной тени. Небо, светлое, глубокое, с редкими и неяркими звездами, широко раскинулось и обняло землю своей неясной синевой, на которой отчетливо вырисовывались купы неподвижных верб и тополей.
   Ермаков любил ходить по станице в такие ночи. Шагая по улицам из конца в конец, в своем белом кителе и белой фуражке, в этом таинственном, серебристом свете луны он был похож издали на привидение. Не колыхнет ветерок, ни один лист не дрогнет. Нога неслышно ступает по мягкой, пыльной дороге или плавно шуршит по траве с круглыми листочками, обильно растущей на всех станичных улицах. Раскрытые окошки хат блестят жидким блеском на лунном свете. ".

    Полагая интервал времени "с неделю" от 6 до 8 дней, получаем, что с 7 по 9 августа ст.ст. (с 19 по 21 авг.  нов.ст.)  была яркая ночная луна, без уточнения, растущая или убывающая.  Проверяя по астрономическому календарю 1896 года, получаем фазу луны 7-9  (19-21) августа  от 87 до 97 %,   11 (23 нов.ст.) августа уже
наступает полнолуние https://predicalendar.ru/moon/calendar/1896/august/ .



    Имеем очень хорошее соответствие того, что написано в рассказе "Казачка", и того, что реально наблюдалось на небе в 1896 году.  Поскольку яркая луна - от 75 % видна  примерно 11-12 ночей в месяц, то вероятность случайного совпадения довольно велика - около 0,4.

 
    Отметим еще, что в рассказе "Казачка"  в день Троицы  хоровод поет песню
"Уж ты, батюшка-свет, светел месяц!
Просвети ты, месяц, нам всю ноченьку"

     Можно трактовать  это как подтверждение яркой луны ночью, что соответствует Троице в любой год, и говорит только о знании
автором   связи Троицы и полнолуния.


Повесть "Из дневника учителя Васюхина".

http://az.lib.ru/k/krjukow_f_d/text_1903_iz_dnevnika.shtml

     Первая публикация – «Русское богатство», 1903 г., № 7.

     События в повести происходят с мая 19.. года по февраль следующего года.    Таким образом, автор сознательно не привязывал жестко события к конкретному году. Как и в предыдущем случае, в качестве базовой примем гипотезу о соответствии  времени действия в повести периоду непосредственно перед ее публикацией.

     Таким образом, предварительная датировка событий повести "Из дневника учителя Васюхина" – май 1902 г. – февраль 1903 г.


Запись в дневнике от 9 мая 19.. года: «Сквозь них пробивалась вдруг яркая, смеющаяся трель гармоники; она вырывалась откуда-то из-за угла или с самого конца улицы, закутанной серебристым туманом лунного света... И все это сливалось в воздухе в чудную симфонию весенней, молодой, беззаботной жизни...

   Было что-то странно возбуждающее, беспокойное, непонятно-влекущее - всюду, во всем: и в этом мягком воздухе, и в высоком смутно-синем небе с редкими алмазными звездочками, и в этом запахе сирени, тополей, кизяка и какой-то душистой травы, и в заливистой трели лягушек, покрывающей страстные соловьиные трели, и во всех этих наполняющих воздух неуловимых звуках, запахах, красках, тенях, и в волшебном лунном свете.

 «Серебристый, таинственный лунный свет расписал все фантастическими узорами; душистый воздух весь наполнен какими-то шорохами, неуловимыми звуками, несущимися от каждой тени, каждого куста, чудными, непонятными, но близкими сердцу... А бледные серебряные звездочки с их кроткой, сочувственной лаской трепетного мерцания... Какая красота во всем! Даже крытые соломой казацкие курени с своими побеленными стенами под блеском месяца кажутся мраморными дворцами...»

     Эти картины говорят о фазе луны, близкой к полнолунию. Это поразительно, но  9 мая (ст. ст.)=22 мая нов. ст.  1902 г. –  полнолуние!  https://predicalendar.ru/moon/calendar/1902/may/ Стопроцентное соответствие не оставляет сомнения в сознательном следовании Крюковым реальной астрономической картине на данную дату. 


  

  

   Запись от 6 июля. « Какая была странная, чудная ночь... И сейчас, сквозь дымку неясных блаженных ощущений, которые еще не улеглись в моей душе, я вспоминаю сонную станицу, окутанную серебристой мглой лунного сияния,»  https://predicalendar.ru/moon/calendar/1902/july/


 

     6 (19 нов. ст.) июля 1902 года – канун  полнолуния.  Мы встретили  у Крюкова  две даты - 9 мая и 6 июля , разделенные двумя лунными месяцами, что и предопределяет одинаковые фазы Луны.  Поэтому  совпадение  описания 6 июля в повести Крюкова с реальным кануном полнолуния 6 июля 1902 г.  не является  здесь независимым от предыдущей картины 9 мая подтверждением, но говорит  как минимум о следовании автором астрономическому здравому смыслу.

  

  

В записи от 27 июня есть  упоминания  лунного света, но не привязанные к конкретной дате:

   « Хороши вечера и ночи - лунные, ясные, тихие, немного душные... Выйдешь ли на улицу: с одной стороны озаренные лунным блеском мраморные, блестящие стеклами окон маленькие дворцы" . В целом они соответствуют следующей записи от 28 июня.

    


Запись от 28 июня:


  «Кажется, маленькое знакомство...

   Вчера ночью я скитался по улицам станицы. Обыкновенно я занимаюсь этим в сообществе станичного атамана или станичных писарей, но на сей раз я был один. Было скучно. Эти лунные ночи как-то особенно напоминают об одиночестве»… «Ее худощавое и бледное при лунном свете личико, веселая улыбка, мелкие зубы, блестящий, веселый взор - долго не давали мне уснуть». 


     Упоминается свет месяца, но нет характерных для близких к полнолунию ночей описаний залитых светом улиц,  домов и пр.( что и было бы странным для Крюкова при описании ночи за 8 дней до полнолуния 6 июля) . Тем не менее  ночью 28 июня ст.ст. = 11 июля нового стиля фаза Луны составляет 42 %, что дает основания говорить о лунном свете и удовлетворительно соответствует описанию в повести Крюкова и соответствует  картине 6 июля.

 


Запись от 16 февраля следующего года.


    Это описание ночи в повести Крюкова, не содержит упоминания Луны. Уже тяжело больной учитель Васюхин пишет в дневнике : «Ночь спускается надо мной, тихая и безмолвно холодная... Как покойно и страшно... Где-то далеко или высоко раздается плачущий и причитающий женский голос. Какая невыразимая тоска стонет в нем, как надрывает он сердце...” Можно осторожно предположить, что эта ночь – безлунная https://predicalendar.ru/moon/calendar/1903/march/ .


 

 

Действительно, 16 февраля=1 марта нов. ст. 1903 года – прошло два дня после новолуния , фаза Луны – 5 %.  Луна восходит примерно в 7:30 утра, заходит около 20:00,  и ее ночью вообще не видно https://mirkosmosa.ru/lunar-calendar/phase-moon/1903/march .

 

    Получается, что  описание   Крюковым ночи без упоминания Луны вполне соответствует реальной картине безлунной ночи. Конечно, здесь первично описание мрачной безлунной ночи, соответствующее состоянию практически умирающего автора дневника. Дата же записи в дневнике была просто подобрана как дата, близкая  реальному новолунию в феврале 1903 г.


 
 

      Еще одна возможность, не астрономичекая, а чисто календарная,  проверки датировки событий повести Крюкова мы получаем, проанализировав упоминание раскольничьего всенощного бдения. Оно также относится к вышеприведенной записи в дневнике от 6 июля (как уже было показано, 1902 года).

«И сейчас, сквозь дымку неясных блаженных ощущений, которые еще не улеглись в моей душе, я вспоминаю сонную станицу, окутанную серебристой мглой лунного сияния, "девичник" с звонкими песнями, танцами под гармонику, с перебранкой молодежи, засматривающей в окна, и, наконец, церковную службу раскольников в одном из домов, в конце улицы...»

«Вдруг унылый, однообразный, как пустыня, суровый напев поразил мой слух. Отрешение от жизни, угрюмо-покорное, безрадостное до отчаяния, слышалось в нем, и душа сжималась безнадежным холодом, способным убить всякую радость жизни...

   Этот напев тянулся несмолкаемо и бесконечно. Он царил над станицей, когда песни девчат замолкли и пиликала едва слышная гармоника. Его не смущал молодой смех и визг, доносившиеся с улицы шумной струей, когда зрители-ребятишки начинали держать себя слишком бесчинно.

   Это было раскольничье всенощное бдение. Невольно под эти звуки сердце охватывала неясная тревога и томление...»

    Всенощное бдение проводится старобрядческой церковью накануне двунадесятых праздников и воскресений http://bersenevka.info/oldbelievers/oldbelievers-vsenochsh.html . Ближайшие к 6 июля ст.ст. двунадесятые праздники -  6 августа - Преображение Господне, Троица - не позднее 26 июня.     Таким образом, в данном случае речь идет об обычном воскресеньи и о всенощном бдении с субботы на вокресенье.  Тогда  6 июля должно, скорей всего,  быть субботой, когда начинается раскольничье бдение, ведь автор дневника делает запись с датой 6 июля в ту же ночь ("я еще не ложился спать и не лягу").  


 

 

        Итак, https://calendum.ru/1902 , 6 июля ст. ст.=19 июля нов. ст. 1902 года – действительно суббота, и уже во второй половине дня начинается всенощное бдение старообрядцев, которое и отражено в дневнике. Ф.Крюков следовал реальному календарю 1902 г.  в повести "Из дневника учителя Васюхина».

  

     Выводы из анализа повести Ф. Крюкова "Из дневника учителя Васюхина». Как астрономические соображения, так и календарное соответствие дней недели показывают, что автор повести следовал фазам луны и календарю 1902-1903 г. 




          Рассказ "В родных местах"

          http://az.lib.ru/k/krjukow_f_d/text_1903_v_rodnyh_mestah.shtml

          Первая публикация – «Русское богатство», 1903 г., № 9.

    
      Врямя действия -  Ильинская ярмарка, накануне праздника, очевидно дня Ильи-Пророка (Ильина дня)  20 июля ст.ст. (2 августа нов.ст.). Поскольку журнал опубликовал рассказ в сентябрьском номере, то возникает две возможности определения года действия - 1903 г. , или, учитывая малый промежуток времени от июля до сентября, то предыдущий, 1902 год. Надо проверить оба варианта. Значимость возможного положительного результата проверки при этом  падает, поскрольку вероятность случайного совпадения для одного из двух годов возрастает в 2 раза.

     Итак, немолодой казак Ефим бежит из мест заключения и возвращается в родные места. " В июле Ефиму удалось угнать трех лошадей из Царицынского уезда. Он явился с ними к Ильинской ярмарке в Распопинскую станицу." Его опознают и арестовывают. " Его препроводили к судебному следователю, а следователь, для удостоверения личности, отправил его под сильным конвоем в родную станицу. Ефим вступил в нее поздно вечером, накануне праздника." Далее неоднократно упоминается лунный свет, иногда с определением "жидкий". Также, уже на следующий день,  упоминается восход луны вечером: "Вечер уже совсем окутал землю своим синим пологом. Сквозь железный переплет в окне, - рама была выставлена, - видно было, как над черной рощей верб за станицей красным заревом выплывает луна." Можно предположить, что речь идет о растущем месяце, приближающемся к полнолунию, именно он восходит во 2-й половине дня и вечером. При этом его фаза еще не близка к 100 % ("жидкий" свет") , определим ее от 50 до 75 %. Проверка показала, что 1-2 августа 1903 года нов.ст. условие выполнено - фаза луны - 64-73 %. Некоторая погрешность есть во только времени восхода месяца - 15:22 - не вечер, а 2-я половина дня. В целом картина удовлетворительная   https://predicalendar.ru/moon/calendar/1903/august/ ,   https://mirkosmosa.ru/lunar-calendar/phase-moon/1903/august




      Рассказ "К источнику исцелений"

      http://az.lib.ru/k/krjukow_f_d/text_1904_k_istochniku.shtml

      Первая публикация – «Русское богатство», 1904 г., № 11.

         В повести описано паломничество к мощам Серафима Саровского в середине июля-месяца.          Прямого указания на год  нет. По умолчанию, учитывая время публикации, можно  было бы отнести действие к июлю 1904 года. Однако известно, что Крюков совершил паломничество  в Саровский монастырь в июле 1903 года https://www.philol.msu.ru/~lex/td/?pid=012173&oid=043 . 19 июля 1903 года состоялась  канонизация Серафима Саровского и открытие его мощей при большом стечении народа https://stsl.ru/news/all/den-obreteniya-moshchey-i-proslavleniya-prepodobnogo-serafima-sarovskogo-chudotvortsa-1903

   19 июля как день допуска к мощам упоминается и в повести Крюкова.

  Исходя из всего этого, в качестве времени действия  рассказа "К источнику исцелений" следует принять июль 1903 года.
 
    Единственную возможность  проверить соооветствие фаз луны дает только одно упоминание безлунной ночи. После нее последовательно идут:

 следующий день и остановка поезда с паломниками в Пензе в полночь - 1-й день

Рассвет, полдень, вечер, ночь - 2-й день.

8 утра, полдень, закат, ночь - 3-й день

Утро, солнце, вечер - 4-й день.

     4-й день  прямо датирован:  "Ничего. Вот к святым местам сходите, приложитесь, все пройдет, - сказал Алексей с уверенностью. - Теперь уже недолго... девятнадцатого... послезавтра". Итак 4-й день после безлунной ночи - это 17 июля 1903 года. Тогда безлунная ночь - это ночь с 13 на 14 июня 1903 года по старому стилю (с 26 на 27 июля по нов. ст.). Проверяем фазу https://predicalendar.ru/moon/calendar/1903/july/



 Имеем 26-27 июля 1903 года по нов. ст. - 2-й-3-й день после новолуния, очень узкий молодой месяц фазой от 7 до 14 %, восход 
https://mirkosmosa.ru/lunar-calendar/phase-moon/1903/july утром, заход вечером:
 



 Действительно ночь - безлунная.

 
              


            Повесть   «Тишь»

             Первая публикация -  «Русское богатство», 1914, № 2.
            
            Предварительная датировка – февраль – август 1913 года.

            Датировка по историческому контексту:

1.
«Прекращено дело, Максим Семеныч...
– Какое дело? – суровым тоном спросил ветеринар.
– Об Угарке. Амнистия...
– Ка-ак?!

«Как бы то ни было, а за силой соответствующей статьи всемилостивейшего февральского манифеста дело об Угарке было прекращено...»

    Речь идет о «Высочайшем манифесте» 21 февраля 1913 года и объявленной в нем  амнистии в честь 300-летия Дома Романовых.

2.
«8-го июня, когда фельдшер, шагая рядом с Максимом, рассуждал о коварной политике Австрии…»
      «А Австрия-то! Австрия... Да и наши тоже хороши, черт бы их всех забрал!..»
     Речь идет о 2-й Балканской войне 16 июня – 16 июля (по старому стилю)  1913 г. , которую вела Болгария против союза Сербии, Черногории, Греции и присоединившихся к ним Османской империи и Румынии и подстрекательской роли  Австро-Венгрии  перед началом войны.

   Таким образом,   исторические события, упомянутые в   повести «Тишь», однозначно датируют ее время действия 1913 годом.

                
           Астрономическая датировка.
    «8-го июня, когда фельдшер, шагая рядом с Максимом, рассуждал о коварной политике Австрии, из черной тени, от лавки купца Скесова, поднялась темная фигура и крадущимися шагами, нагнувшись по-охотницки вперед, пошла позади на небольшом расстоянии. Константин Ильич сердито бранил отечественную дипломатию, а Максим Семеныч изредка, вместо реплик, коротко мычал и смотрел внимательно на круглый месяц.»

   8 июня старого стиля 1913 года=21 июня нового стиля 1913 года. Только 3 дня назад , 18 июня н. ст., было полнолуние, а 21 –го н.ст. фаза Луны составляла 90 %, что дает все основания говорить о круглом месяце.  https://predicalendar.ru/moon/calendar/1903/july/



 

   
«2-го августа, в день перенесения мощей архидивкона Стефана <…> Месяц поднялся над вербовой рощей за слободой и стоял в жидкой синеве неба круглый, ясный, с редкими, бледными звездами по бокам. У колодца блестела ярким зеркалом лужа, а за лужей и площадью, уходя в даль длинным рядом домиков с выбеленными стенами, отсвечивала мрамором улица, облитая лунным светом… » «Белела церковь, облитая месяцем…»
https://predicalendar.ru/moon/calendar/1913/august/ . 2 (15) августа 1913 г. - канун полнолуния.
             
   
     Оба эпизода однозначно свидетельствуют о точной календарной и астрономической привязке  Ф. Крюковым событий повести «Тишь» к точным датам и соответствующим им фазам Луны . Конечно эти две  фазы Луны не являются независимыми друг от друга, поскольку даты 8 (21) июня и 2 (15) августа  разделяет 55 суток – чуть меньше 2 лунных месяцев (2 лунных месяца составляют практически ровно 59 суток), поэтому фазы Луны и должны быть примерно одинаковыми. Большая близость  фаз Луны и их близость к 100% (полнолунию) лишь подтверждает точное следование Ф.Крюковым реальной астрономической картине, имевшей место в 1913 году.

    
          Еще одно упоминание полной Луны не привязано жестко к дате, а только к началу лета.  «К лету, как всегда, съехалась молодежь из городов» … «Оба глубокомысленно глядели на белые-белые стены церковки, на ржавую крышу церковной сторожки, облитую голубым серебром, и выше – на круглый, улыбающийся месяц.» Поскольку это фрагмент предшествует событиям 8 июня, можно отнести его к отрезку 1-7 июня ст.ст. (14-20 июня нов. cт.), что дает фазу от 81 до 99 %  https://predicalendar.ru/moon/calendar/1913/june/  и также соответствует описанию в повести «Тишь» и фазе собственно 8 июня в повести.


    В повести «Тишь» есть еще один, довольно редко встречающийся в художественных текстах астрономический факт – упоминание планеты, а именно Юпитера: «Похлебкин поглядел вверх, в жидкую синеву неба с редкими бледными звездами и правей месяца отыскал Юпитера» (в тот же день, 2 (15) августа, вечером или ночью). Проверяем карту неба на сайте http://www.astronet.ru/



Ориентируясь на вечер 20:00 (17:00 по Гринвичу), мы видим Юпитер недалеко от недавно поднявшейся Луны справа от нее с точки зрения наблюдателя на Земле, повернувшегося лицом к луне.  Карта звездного неба так устроена, что восток (Е) - слева, а запад (W) - справа; север (N) и юг (S) - как на географичеких картах сверху и снизу соответственно.   Луна находится на юго-востоке, Юпитер - на юге. Направление от Луны на Юпитер - на запад, для наблюдателя, обращенного лицом на юг (или юго-восток), это - справа.
         Всего  тремя днями раньше, 30 июля (12 августа) Юпитер был  слева от Луны с точки зрения наблюдателя на Земле http://astronet.ru , так что наблюдение о расположении Юпитера относительно Луны 2 (15) августа далеко не тривиально.



        Близкое расположение Юпитера и Луны  встречается довольно часто, но далеко не всегда. Например, примерно через два полнолуния от 15 августа – 15 октября (нов.ст.)  Юпитер очень  далеко от Луны http://astronet.ru


               Конечно, Юпитер и Луна могут вообще  не находиться одновременно в видимой части неба. Например, в день, когда пишутся эти строки, 10 марта 2023 г., Юпитер заходит на западе  примерно в 17:10 (по Гринвичу), Луна восходит в противоположной части неба, на востоке,  примерно в 18:30.  Сам факт указания на Юпитер говорит о неординарном  знании неба Крюковым - учителем истории и географии, последнее предполагает и некоторое понимание астрономии.

                Итак, анализ повести Ф.Крюкова «Тишь» показывает, что в ней дано довольно точное описание астрономических явлений, идеально соответствующих датировке событий по историческому контексту и времени написания. Таких независимых  явлений  два - яркая луна 8 июня 1913 г. (еще два - следствия из него) и Юпитер вблизи  Луны
справа от нее 2 августа 1913 г.


      Рассказ "Ратник"

   http://az.lib.ru/k/krjukow_f_d/text_1915_ratnik.shtml

   Первая публикация - "Русские записки", 1915, № 11

   Рассказ  о проводах мобилизованного на войну.  Указана точная дата  явки на призывной пункт - 9 сентября. Поскольку упоминается казак, погибший на войне еще весной, то  очевидно, дело происходит в 1915 году.  После полуночи вышли на улицу - круглый месяц. Проверяем - 9 (22 нов.ст.) сентября 1915 года (и еще три предшествующих дня) фаза луны - от 85 до 99 % (полнолуние -  10 (23 нов.ст.) сентября) https://predicalendar.ru/moon/calendar/1915/september/




 
В районе полуночи луна хорошо видна  https://mirkosmosa.ru/lunar-calendar/phase-moon/1915/september/ .

    Итак, имеем полное соответствие картины неба перед 9 (22) сентября 1915 года в рассказе "Ратник" реальному состоянию неба.

  
    В рассмотренных 6 повестях и рассказах Ф.Крюкова имеет место точное совпадение фаз луны в тексте Крюкова и данных астрономических наблюдений. Мы проанализировали все обнаруженные  в текстах Крюкова фазы луны, которые можно точно датировать по неастрономическому контексту.  Не обнаружено ни одного противоречия фаз луны  у Крюкова и в данных наблюдений. Вероятность случайного совпадения в каждом из отдельно взятых случаев - от 0, 16 до 0,4. Вероятность совпадения во всех случаях одновременно  ничтожно мала - примерно 0,001. При вычислении вероятности мы использовали только независимые друг от друга картины фаз луны - по одной из каждого произведения, рассматривая дополнительные, там, где они были, лишь как следствия из основной фазы.
При вычислении не учитывалась  картина ночи 16 февраля без упоминания луны в повести "Из дневника учителя Васюхина". Не учитывалось расположение Юпитера в повести "Тишь". Эти случаи мы расматриваем как лишь  дополнительные подтверждения.


                                                             V-б)

     
           Рассмотрим  несколько произведений Крюкова, в которых можно приблизительно установить датировку и сравнить фазы луны у Крюкова и по астрономическим календарям. При этом, в силу приблизительности  некоторых описаний у Крюкова,  может присутствовать определенная погрешность в оценке тех или иных временных интервалов. Поэтому степень достоверности здесь ниже, чем в предыдущем разделе. Однако характерно, что противоречий между текстами Крюкова и астрономическими календарями и в этих случаях не выявлено, поскольку
интервал дат в тексте как минимум перекрывается  с  интервалом указанных в тексте фаз луны.



        Рассказ "Шквал"

        http://az.lib.ru/k/krjukow_f_d/text_1909_shkval.shtml

        Первая публикация - "Русское богатство", 1909, № 11-12.

    
        Датировка - июнь-июль 1906 года - упоминаются даты 5, 9-10 июля, а также роспуск Государственной думы (8 июля 1906 года).

       Поздно вечером или ночью описание яркого лунного света: "Луч месяца кое-где прокрадывался через их спутанную сеть и чертил под ними нарядный узор из диковинных белых цветов, а траву на крошечной полянке преобразил в мелкий серебристый песок. Опять вынырнула речка и перерезала дорогу. Гладко отполированная, светлая, улыбавшаяся змеистым золотом месяца, она ночью казалась широкой, глубокой, опасной для переезда. Старые вербы, черные и шелковисто-серые, притихли, прислушались, молча ожидая, как тарантас окунется в эту таинственную глубь, где зыбким золотым столбом качается ясный месяц."
    
         Однако точную датировку дать довольно затруднительно. После событий, к которым приурочен ясный месяц,
проходит несколько дней, насколько можно судить по тексту. Далее назначается станичный сбор - сначала на воскреснье, не ближайшее, а следующее за ним. Затем он перенесен на 9-10 июля: "Что? Неаккуратно собираются? Тогда предпиши на два дня: на 9-е и 10-е. Жаль, будний день, рабочий...
   - Никак нет, ваше п-ство, 10-го у нас тоже чтимый праздник, не работают: Положение честныя ризы.
   - Ага, тем лучше. Итак, на 9-е и 10-е."

   10 (23 нов.ст.) июля  - праздник Положения Ризы Господней. 9-10 (22-23) июля 1906 года - воскресенье и понедельник https://calendum.ru/1906 . Как видим, Крюков следует календарю 1906 года, когда пишет, что сбор, назначенный сначала на восресенье 9-е июля, далее распространен еще и на понедельник 10 июля. Тогда можно хотя бы примерно датировать ночь с ясным месяцем. Предыдущее перед 9-м числом воскресенье - 2 (15) июля, оно и есть ближайшее к дате разговора. Значит, разговор происходит на неделе  26 июня-1 июля (9-14 июля нов. ст.), а ясный месяц - несколькими днями раньше.  Обращение к справочникам показывает, что весь интервал  1-12  июля нового стиля луна находилась в фазе более 50 % (полнолуние - 6 июля нов.ст.)  https://mirkosmosa.ru/lunar-calendar/phase-moon/1906/july . Поэтому примерное, с учетом отсутствия точного значения промежутка после лунной ночи, соответствие с описанием в рассказе имеет место.




Повесть "На речке Лазоревой"

                http://az.lib.ru/k/krjukow_f_d/text_1911_na_rechke.shtml

                  Первая публикация - "Русское Богатство", 1911, № 12.

       Основная часть действия в повести  происходит в августе, заключительная - через 3 или 4 недели в конце августа.
      Предварительная датировка - август 1911 года.
     
       Основная часть повести посвящена рыбной ловле большой компанией на реке Медведице в августе: "Теперь на живца бы поймал... - замечает Чекушев.    - На живца - в августе месяце... Ты что?." Вероятнее всего в воскресенье с ночевкой
("было шумно по-праздничному") и возвращением в понедельник утром: "Нет уже вчерашнего возбуждения, праздник прошел, наступили будни с их скучными, неизбывными заботами." Хотя слово праздник можно понимать и в переносном смысле, как основной вариант примем рыбалку в воскресенье. Далее: "Недели через три или четыре после поездки на Медведицу - было это в конце августа - сидели мы на крылечке...". Итак, рыбалка в августе, а через 3 или 4 недели тоже еще стоит август.  То есть воскресная рыбалка - в начале августа, не позднее 10 числа (ст.ст.). Определяем воскресенье в интервале 1-10 августа ст.ст. (14-23 авг. нов.ст.) 1911 года https://calendum.ru/1911 . Единственное воскресенье - 7 (20) августа (13 августа нового стиля находится на грани, но по старому стилю это еще 31 июля). Характерно то, что накануне - 6 (19) августа - праздник Преображения Господня (Яблочный Спас) и слова о празднике имеют и смысл православного праздника. Итак, наиболее вероятная дата рыбалки - 7 (20) августа 1911 года.
   
 Как описано состояние неба в этот вечер?  "Небо стало высокое, почти черное. Звезды высыпали. На западе все еще светлела зеленоватая бирюза." Логично было бы упомянуть месяц (луну), но это - если она была на небе. " И много-много звезд высыпало на небе, золотыми столбиками качались они в реке...". " Как золотой гравий, рассыпаны звезды в черном небе". Ни разу не упоминается луна. Можно сделать вывод, что после захода солнца и еще какое-то время луны не было на небе https://mirkosmosa.ru/lunar-calendar/phase-moon/1911/august


 
  Мы видим, что серповидная луна (16 % - https://predicalendar.ru/moon/calendar/1911/august/ ) восходит только в 23:40 (заход солнца около 19:30). Имеем хорошее сооответствие.  Оно основано на "негативном" показе луны - на ее неупоминании при неоднократном описании неба и звезд. Полной гарантии отсутствия луны на небе дать, по-видимому, невозможно. Поэтому этот случай мы рассматриваем только как условно подходящий и не учитываем его вероятность при общей оценке вероятности случайного совпадения.

  
    Рассказ "Сеть мирская"

    http://az.lib.ru/k/krjukow_f_d/text_1912_set.shtml
 
    Первая публикация  – «Русское богатство», 1912 г., № 1.

   Действие присходит накануне Троицы, то есть  28 мая (10 июня нов.ст.) 1911 года http://diak.ortox.ru/kalendar/view/id/1105007 ,  что и предопределяет фазу луны в рассказе:  молодой (то есть растущий) месяц, восходящий в сумерках, в районе полуночи клонящийся к закату https://mirkosmosa.ru/lunar-calendar/phase-moon/1911/june . Соответствие предопределено уже знанием автором осбенностей фазы луны на Троицу.
    Возможность довольно косвенно проверить датировку расказа Троицей именно 1911 года следующая. Упоминается летнее облачко и летний день.  Констатируем, что  с небольшой  натяжкой 28 мая (в этом абзаце везде - старый стиль) вполне можно н
азвать летним днем. В отличие от кануна Троицы в 1912 году -  12 мая. В интервале 1906-1915 гг. ранняя  Троица  отмечалась также в 1906 (21 мая), 1909 (17 мая) ,  1915 (10 мая). Таким образом, канун Троицы можно назвать летним днем (допустим, не ранее 24-25 мая) в  6 случаях из 10 для данного интервала лет. Эту проверку 1911 год выдержал с небольшой погрешностью. Как веское подтверждение следования Ф. Крюковым реальному календарю мы, конечно,  данный случай не рассматриваем, отметим только отсутствие явного противоречия.


             Рассказ    " В нижнем течении"

            
http://az.lib.ru/k/krjukow_f_d/text_1912_v_nizhnem_techenii_oldorfo.shtml

             Первая публикация - "Русское богатство", 1912, № 10-11

 Время действия - июль-август. Предварительная датировка - июль-август 1912 или 1911 года.

 

 Упоминаемая фаза луны - во 2-й половине августа -  очень яркий месяц, восходит в сумерках. Это месяц  перед полнолунием. Считаем 2-ю половиной августа числа с 18-го по 27-е   (31 авг - 9 сент нов. ст.) (после 27-го - логичнее назвать концом августа,  16-е-17-е - отнести к середине). В 
1911 году фаза от 50 до 99 %. (8 сент. нов.ст. - полнолуние). Соответствует описанию в рассказе.


То, что условие выполнено для одного из двух проверяемых годов, значительно  снижает значимость данного  соответствия.

   

              Рассказ "Без огня"


              http://az.lib.ru/k/krjukow_f_d/text_1912_bez_ognya.shtml
 
                 Первая публикация - "Русское богатство", 1912, № 12.

                 Предварительная датировка - лето 1912  года (говорится о летнем дне)

                 Дается  картина яркого месяца, восходящего  на закате солнца. Календарных указаний на примерную        дату не  обнаружено. Вывод о соответствии или несоответствии  фазы  луны   дате сделать невозможно. Однако возможно подтвердить датировку произведений Крюкова временем, непосредственно     предшествующим публикации. "Столыпин-Столыпин, Коковцев-Коковцев... А шут с ними! Столыпин был хрен хорош, Коковцев - тоже не сахар... " Столыпин погиб 6 сентября 1911 года. Коковцев назначен его преемником. Поскольку речь идет о Коковцеве как уже проявившем себя во главе правительства, а разговор идет в жаркое время года, то, очевидно, что действие происходит уже в 1912 году. Подтверждается датировка текущим годом событий большинства произведений Крюкова, опубликованных во второй половине года.



        Рассказ "Отец Нелид"

        http://az.lib.ru/k/krjukow_f_d/text_1913_otez_nelid.shtml

       Первая публикация - "Русское богатство", 1913 г., № 12.

      Предварительная датировка - лето 1913 года, вероятно не ранее конца июня и не позднее середины августа (описывается разгар полевых работ). Поскольку  происходят венчания старообрядческим священником, то исключается первая половина августа, т.к.  1-14 августа ст.ст. - Успенский пост, венчания невозможны. По этим же причинам отпадает конец июня (10-28 июня 
ст.ст. 1913 г. - Петров пост, всегда заканчивается 28 июня ст.ст., начинается на 8-й день после Троицы http://diak.ortox.ru/kalendar/view/id/1105007 ). Таким образом, уточненная датировка - июль 1913 г. по ст.ст., один из дней, когда проводятся венчания - понедельник, среда, пятница, воскресенье.

     Месяц указана как "неровно отрезанный ломоть дыни" и "ущербленный". В интервале 1(14) июля - 31 июля (13 августа) 1913 г. эта фаза луны имела место 14-17 (27-30 нов.ст. ) июля https://mirkosmosa.ru/lunar-calendar/phase-moon/1913/july , с воскресенья по среду. Противоречия нет, но легко понять, что 3-4 дневный отрезок неизбежно пересекается с днями венчания, поэтому даже косвенным подтверждением правильности фаз луны этот случай, вероятно, считать не стоит.



       
       Дополнение. Молодой Крюков следовал истинным фазам луны даже для событий начала 18-го века?


      Один из первых текстов Крюкова -  рассказ (очерк)  "Шульгинская расправа" ("Исторический вестник", 1894, сентябрь,  http://az.lib.ru/k/krjukow_f_d/text_1894_rasprava.shtml ), посвящен начальному эпизоду восстания К. Булавина - расправе казаков с карательным отрядом князя Долгорукого. 
     
             Начало очерка "Шульгинская расправа": "В начале сентября 1707 года по пыльному и широкому шляху Задонской степи двигался полк солдат <...> . Ночь была тихая и ясная." Ясная ночь это, очевидно, лунная ночь, с ярким месяцем. Проверяя  1-5 сентября 1707 г. ст.ст. (12-16 сентября нов.ст. с учетом разницы стилей в 18 веке в 11 дней)  видим  12-14 сентября  луну в фазе соответственно 99, 96, 90 % (полнолуние - 11 сентября н.ст.)  
https://predicalendar.ru/moon/calendar/1707/september/ 15-16-го числа фаза луны -  83 и 73 % 
Прекрасное соответствие. 

          Согласно болеее поздней исторической работе Ф.Д. Крюкова ""Булавинский бунт" (опубликованной только в 2004 г. , http://az.lib.ru/k/krjukow_f_d/text_1909_bulavinsky_bunt.shtml ),  отряд князя Долгорукого вышел на Северский Донец и расположил свою штаб-квартиру в Шульгинском городке только после 9 сентября. Однако в "Шульгинской расправе" собственно расправа 8 октября предваряется фразой "Князь Юрий Владимирович Долгорукий уже второй месяц кутил с старшинами и офицерами в Шульгинской станице", что относит  само начало очерка именно к началу сентября.
       
Мы не можем, конечно,  с полной уверенностью утверждать, что 24-летний Крюков специально проверял фазы луны почти 200-летней давности по старым календарям или по датам Пасхи, от которой можно  вычислить с небольшой погрешностью все полнолуния в данном году. Фаза луны от 75 % и выше сохраняется примерно 8 дней в месяц.  Вероятность случайного перекрытия интервалов длиной 5 дней и 8 дней не так уж мала, она равна 0,4. Но факт соответствия фаз луны с реальными  у Крюкова уже в самом начале его пути  вполне был подтвержден всей последующей литературной работой.

   

        
         Окончательные выводы по произведениям Ф.Д. Крюкова.
Все фазы луны, точные даты которых можно определить у Крюкова, подтверждаются данными астрономических программ. Еще несколько случаев можно считать косвенным подтверждением, поскольку есть примерное соответствие данным астрономических программ. Не выявлено ни одного случая  противоречия между фазами луны у Крюкова и данными программ. 

    Можно констатировать, чо произведения Ф.Д. Крюкова полностью соответствуют роману "Тихий Дон" с точки зрения сответствия фаз луны точным астрономическим данным.


               Содержание:

               Часть I. Предварительные соображения.

               Часть II. Лунные фазы в частях 1 и 2 "Тихого Дона".

               Часть III. "Тихий Дон" - части 3-5.

               Часть IV. "Тихий Дон" - части 6-8.

                  Часть V. Ф.Д. Крюков.

              
Часть VI. "Поднятая целина" и др.

                  Часть VII. Заключение